Журнал «Жилкомаудит» 2 \ 2013О порядке финансирования капитального ремонта многоквартирных домов в период до принятия региональных программ, указанных в ст.168 ЖК РФ
В связи с вступлением в силу с 01 января 2013 г. Федерального закона от 25 декабря 2012 года 271-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный Кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" изменились организация и проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и порядок его финансирования.* Финансирование оказания и (или) выполнения услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с указанным законом предусмотрено за счёт средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Одновременно с внесением изменений в Жилищный кодекс РФ о новом порядке финансирования капитального ремонта многоквартирных домов были внесены одновременно изменения в Закон о местном самоуправлении и в Закон от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
В связи с изменениями действующего законодательства у органов местного самоуправления и органов исполнительной власти субъектов РФ возникают вопросы по порядку исполнения ранее принятых муниципальных (или) региональных программ капитального ремонта многоквартирных домов со сроками их реализации в 2013 году. Настоящей статьей представляем соответствующее разъяснение.
О внесении изменений в Закон № 131-ФЗ
Статьей 4 Федерального закона № 271-ФЗ с 1 января 2013 г. признаны утратившими силу п.5 ч.1 ст. 14.1 и п.5 ч.1 ст.16.1 Закона № 131-ФЗ, которые предусматривали полномочия органов местного самоуправления поселений и городских округов (далее – ОМС) по финансированию и софинансированию капитального ремонта жилых домов, находившихся в муниципальной собственности до 1 марта 2005 года.
Исключение указанных положений Закона № 131-ФЗ вызвано двумя обстоятельствами:
1) В связи с изменениями, внесенными в Жилищный кодекс РФ Федеральным законом № 271-ФЗ, полномочия ОМС, относящиеся к финансированию капитального ремонта многоквартирных домов, определены в новых нормах статьи 191 ЖК РФ, в соответствии с которой не устанавливается ограничений по финансированию капитального ремонта только многоквартирных домов, находившихся в муниципальной собственности до 1 марта 2005 года. Начиная с 2013 года финансирование капитального ремонта многоквартирных домов с использованием бюджетных средств может осуществляться с применением мер финансовой поддержки ТСЖ, кооперативам, управляющим организациям, региональным операторам в порядке и на условиях, устанавливаемых федеральными законами, законами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами.
2) В п.6 ст.14 и п.6 ст.16 Закона № 131-ФЗ уже предусмотрено осуществление полномочий ОМС, исходящих из норм жилищного законодательства, что не исключает полномочий по финансированию капитального ремонта многоквартирных домов в порядке, установленном жилищным законодательством.
Таким образом, положения п.5 ч.1 ст. 14.1 и п.5 ч.1 ст.16.1 Закона № 131-ФЗ признаны утратившими силу в связи с их несоответствием нормам Жилищного кодекса, который не предусматривает ограничений по порядку финансирования капитального ремонта только многоквартирных домов, находившихся в муниципальной собственности до 1 марта 2005 года. Полномочия ОМС по финансированию капитального ремонта многоквартирных домов установлены в п.6 ст.14 и п.6 ст. 16 Закона № 131-ФЗ.
О порядке предоставления субъектом РФ и ОМС финансовой поддержки на финансирование работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в 2013 году
В соответствии с пп.61 п.2 ст.26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Закон № 184-ФЗ) в предмет совместного ведения субъекта РФ и Российской Федерации включены полномочия субъекта РФ по регулированию отношений в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (дополнение в Закон № 184-ФЗ, включенное Законом от 25.12.2012 № 271- ФЗ). В соответствии с п.1 ст.26.3 и ст. 26.2 Закона № 184-ФЗ финансовое обеспечение полномочий субъекта РФ по предметам ведения субъекта РФ осуществляется самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ, а полномочия субъекта РФ по вопросам совместного ведения с Российской Федерациеймогут финансироваться за счет средств федерального бюджета.
Начиная с 2013 года в соответствии с п.1 и пп.61 п.2 ст.26.3, ст.26.2 Закона №184-ФЗ а также с п.6 ст.14 и п.6 ст.16 Закона № 131-ФЗ финансирование капитального ремонта многоквартирных домов с использованием бюджетных средств должно осуществляться с соблюдением следующих обязательных условий:
1) финансирование работ по капитальному ремонту может осуществляться с применением мер финансовой поддержки, предоставляемой ТСЖ, кооперативам, управляющим организациям, региональным операторам (ч.1 ст.191 ЖК РФ),
2) финансовая поддержка предоставляется за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта РФ, местного бюджета в порядке и на условиях, которые предусмотрены соответственно федеральными законами, законами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами (ч.1 ст.191 ЖК РФ),
3) меры государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта в рамках реализации региональных программ капитального ремонта предоставляются независимо от применяемого собственниками помещений в многоквартирном доме способа формирования фонда капитального ремонта (ч.2 ст.191 ЖК РФ).
Из приведенных положений ст.191 ЖК РФ следует, что для предоставления бюджетной финансовой поддержки капитального ремонта многоквартирных домов устанавливается порядок и условия такого бюджетного финансирования путем принятия:
- федерального закона – для софинансирования капитального ремонта с использованием средств федерального бюджета (в настоящее время таким федеральным законом является Закон № 185-ФЗ, в соответствии с которым установлен порядок предоставления бюджетных субсидий товариществам собственников жилья, управляющим организациям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов с использованием средств ГК «Фонд содействия реформированию ЖКХ», бюджетных средств субъекта РФ и средств местных бюджетов; обращаем внимание, что ТСЖ и управляющие организации получают соответствующие бюджетные субсидии только из средств местного бюджета);
- закона субъекта РФ – для софинансирования капитального ремонта с использованием средств бюджета субъекта РФ (в настоящее время субъекты РФ в соответствии с Законом № 185-ФЗ направляют бюджетные средства, в том числе из регионального бюджета, в местные бюджеты для последующего финансирования капитального ремонта многоквартирных домов, включенных в региональную программу по реализации Закона № 185-ФЗ; после принятия региональной программы капитального ремонта, предусмотренной ст.168 ЖК РФсубъекты РФ будут предоставлять бюджетные средства из регионального бюджета на софинансирование капитального ремонта многоквартирных домов в порядке и на условиях, которые в соответствии с п.4 ст.167 ЖК РФ должны быть установлены законом субъекта РФ или нормативным правовым актом субъекта РФ, исходящим из норм закона субъекта РФ);
- муниципальных правовых актов – для софинансирования капитального ремонта с использованием средств местного бюджета, принимаемых самостоятельно или во исполнение региональных программ капитального ремонта многоквартирных домов.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Статья 191 ЖК РФ не ограничивает права субъектов РФ и ОМС на финансирование капитального ремонта многоквартирных домов только в рамках региональной программы, принятой в соответствии со ст.168 ЖК РФ. Кроме того, Жилищный кодекс РФ не предусматривает конкретных сроков утверждения субъектом РФ региональной программы, принятой в соответствии со ст.168 ЖК РФ, поскольку такая программа должна содержать прогнозный план проведения капитального ремонта всех многоквартирных домов, находящихся на территории субъекта РФ, по видам работ в каждом доме на период, составляющий 30 лет (далее – долгосрочная региональная программа капитального ремонта). Следовательно, субъект РФ и (или ОМС) вправе в настоящий период до начала реализации долгосрочной региональной программы, установить законом субъекта РФ (нормативным правовым актом ОМС) порядок и условия финансирования капитального ремонта многоквартирных домов в 2013 году исходя из потребностей в проведении капитального ремонта в 2013 году в определенных соответствующей региональной (муниципальной) программой многоквартирных домах и возможностей бюджета субъекта РФ и местных бюджетов (далее – региональная (муниципальная) программа капитального ремонта в 2013 году).
Относительно ранее принятых на муниципальном уровне целевых программ капитального ремонта отдельных объектов в многоквартирных домах (крыш, лифтов и др.), то ОМС вправе продолжить принятый ими ранее (в муниципальной целевой программе) порядок проведения и финансирования работ по капитальному ремонту объектов в многоквартирных домах за счет средств местного бюджета до момента окончания срока действия таких муниципальных программ, поскольку Закон № 271-ФЗ не содержит ни требований о внесении изменений в ранее принятый порядок финансирования капитального ремонта (в том числе в действующие договоры управления, утвержденные муниципальные программы и т. п.), ни указаний о том, что действие этого закона распространяется на отношения, возникшие из ранее утвержденных муниципальных программы (ранее заключенных договоров управления и т. п.).
2. Статья 191 ЖК РФ не ограничивает права субъектов РФ на определение порядка софинансирования капитального ремонта многоквартирных домов с использованием средств бюджета субъекта РФ. Более того, положения ст.26.2 и п.1 ст. 26.3 Закона № 184-ФЗ указывают на право субъекта РФ установить самостоятельнопорядок бюджетного софинансирования капитального ремонта многоквартирных домов по принимаемым субъектом РФ региональным программам. Следовательно, субъект РФ вправе в своем законе или нормативном правовом акте, исходящем из закона субъекта РФ, установить порядок финансовой поддержки капитального ремонта многоквартирных домов путем направления таких средств в виде бюджетных трансфертов в местные бюджеты, предусмотрев обязанности ОМС (в том числе с возможным софинансированием из средств местного бюджета) по предоставлению соответствующих субсидий ТСЖ, кооперативам и управляющим организациям, которые управляют многоквартирными домами, вошедшими в региональную программу капитального ремонта в 2013 году.
3. Как вариант проведения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в 2013 году, субъект РФ может не утверждать региональную программу капитального ремонта в 2013 году, а, утвердив долгосрочную региональную программу капитального ремонта, принять решение о начале ее реализации в 2013 году начиная с месяца, в котором стала известна информация о способе формирования фондов капитального ремонта во всех многоквартирных домах. В указанном случае бюджетные средства могут быть перечислены на счет регионального оператора и специальные счета ТСЖ или регионального оператора до начала поступления на такие счета взносов на капитальный ремонт собственников помещений в многоквартирных домах. Такой порядок бюджетного софинансирования капитального ремонта многоквартирных домов на первый год реализации долгосрочной региональной программы капитального ремонта должен быть предусмотрен нормативным правовым актом субъекта РФ в соответствии с п.4 ст.167 ЖК РФ. Для реализации такого порядка необходимо сократить сроки для принятия региональной программы, например, до 1 июля 2013 года, тогда до 1 сентября решения о формировании фондов принимают собственники и ОМС, и с сентября месяца 2013 года можно начинать выполнение программы капитального ремонта, определенной на 2013 год в рамках долгосрочной региональной программы капитального ремонта.
О софинансировании работ по капитальному ремонту многоквартирных домов гражданами в период до начала внесения ими взносов на капитальный ремонт
Обращаем внимание, что с января 2013 года участие собственников помещений в многоквартирных домах в финансировании капитального ремонта многоквартирных домов предусмотрено только путем внесения взносов на капитальный ремонт (ч.1 ст.158 ЖК РФ), которые формируют фонды капитального ремонта (ч.1 ст.170 ЖК РФ). Взнос на капитальный ремонт включается в плату за жилое помещение (ч.2 ст.154 ЖК РФ) и является обязательным для внесения (п.5 ч.2 ст. 153 ЖК РФ). Взносы на капитальный ремонт учитываются для предоставления льгот и субсидий гражданам при оплате ими за жилое помещение (ч.6 ст.159 ЖК РФ, ч.1 ст. 160 ЖК РФ). Следовательно, софинансирование гражданами капитального ремонта многоквартирных домов в рамках реализации долгосрочной региональной программы капитального ремонта должно производиться путем внесения ими обязательных взносов на капитальный ремонт, в размере минимального взноса, устанавливаемого субъектом РФ, который учитывается в расчете льгот и субсидий.
Если субъект РФ (ОМС) примет отдельную региональную (муниципальную) программу капитального ремонта в 2013 году или продолжает финансировать в 2013 году целевую программу, принятую ранее, с учетом софинансирования капитального ремонта собственниками помещений в соответствующих многоквартирных домах, или капитальный ремонт многоквартирных домов осуществляется по региональной программе, принятой в соответствии с Законом № 185-ФЗ, то плата собственников за выполнение отдельных видов работ по капитальному ремонту может взиматься исключительно по принятому собственниками решению о внесении такой платы. Такая плата не включается в плату за жилое помещение (ч.2 ст.154 ЖК РФ) и следовательно, не учитывается при предоставлении гражданам льгот и субсидий. Кроме того, собственники, принявшие решение о внесении такой платы, не освобождаются от внесения обязательных взносов на капитальный ремонт с даты, указанной в ч.3 ст.169 ЖК РФ, в счет реализации долгосрочной региональной программы капитального ремонта.
* См. подробное разъяснение в журнале Жилкомаудит № 1-2013г. стр.7